Вопросы-ответы

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях

Развитие фонематического слуха, образного мышления очень важно для восприятия звуков, букв. Прежде чем познакомиться с внешним видом букв, расскажите ребенку о звуках.
Научите распознавать звуки в начале и конце слова. Для этого не нужно знать буквы. Попросите ребенка определить на слух место звука в словах (в начале слова, в конце, в середине). Назовите слово, начинающееся, например, на Р. Пусть придумает еще несколько похожих — РАМА, РОМА. Спросите, на какой звук начинаются слова ХОР, СОМ, СОР и на какую заканчивается.
Разделите звуки на несколько групп. Например, гласные — их можно петь, звонкие — покажите на примере звуков природы (гром гремит, медведь рычит), глухие соотнесите с тихими, не мелодичными звуками (тсс, пых).
Научите своего малыша определять, сколько звуков (букв) вы произнесли. Какой звук был первый, какой второй? Например: ау, уа, уо, оу, ао. Покажите, что звуки бегут друг за другом. Это хорошо показано в азбуке Надежды Жуковой -на картинке мальчик бежит по дорожке от одной ко второй букве. В итоге ребенок должен самостоятельно, водя пальчиком от одной буквы к другой, свободно прочитать слоги из двух гласных.
Если сочетать две гласные ваш малыш научился, легко читает АУ, ИА, переходите к слиянию гласных и согласных. Напоминайте ребенку, что первую букву надо тянуть: ммм и, добежав до второй, прочитать ее, не разрывая дорожки.
Сначала научите читать открытые слоги, затем закрытые. Из одинаковых сочетаний составляйте первые слова: МА-МА, БА-БА. Используйте обратные варианты: АХ, УМ, АМ, ОН.
Прочтение слогов из трех букв предлагать только тем детям, которые свободно читают слоги из двух букв. Далее можно соединять несколько слогов вместе и ставить между ними еще один согласный: ЖУ-Ч-КА.
Следующий этап — составление слов с закрытыми слогами. Понадобятся отдельные открытые слоги МА, ПА, СО и буквы К, Ж, М. Получится следующий набор: МАК, СОК, ПАЖ, СОМ. Далее предложите составить слова из нескольких слогов. Выбирайте простые слова ДОМИК, ТРАВА, ЛОПАТА.
После самостоятельного составления слов можно переходить к занятиям по книгам с небольшими текстами. Сначала малыш читает отдельные слова с одним слогом, потом с двумя-тремя.
Если вы хотите научить ребенка читать, Букварь Н. С. Жуковой и учебное пособие
«По дороге к азбуке» ч.3, ч. 4 автор Бунеев Р. Н. — лучшие помощники в этом деле.
На уроках по подготовке к школе в Учебном центре «Знание» успешно используются эти пособия вот уже более 10 лет.
Подготовка к школе